Управление образования Администрации Режевского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа№28» (МБОУ ООШ№28) РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ ООШ № 28 Протокол от 30.08.2023 № 1 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ООШ № 28 ___________ Наумова О.А. Приказ от 31.08.2023 №___________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Развитие речи» для обучающихся 1 класса с. Леневское, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Развитие речи» составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. На изучение предмета «Развитие речи» в 1 классе выделяется 33 учебных часа (1 час в неделю). Учебный предмет «Развитие речи» реализуется в части, формируемой участниками образовательных отношений, обеспечивающей реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). В 1 классе 40 % обучающихся -дети мигранты, имеющие трудности в освоении русского языка. Дети овладевают русским языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Программа «Развитие речи" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся 1класса, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов русского языка. Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению. Цель программы: Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Обеспечение языкового развития учащихся, формирование умениий и навыков устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Речь. Речь и ее значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыхание в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок. Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова- «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы). Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но различные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова- «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова- «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов - «родственников». Умение определит лексическое значение слова, в том числе на основе словообразовательного анализа. Умение определить лексическое значение многозначного слова по сюжетным картинкам, в контексте. Умение выбрать синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова- «родственники» от синонимов, омонимов и слов с графическим или звуковым сходством. Предложение и словосочетание. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным или восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаками). Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от нескольких предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текстов. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. Культура общения. Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами - выражениями просьбы, благодарности, извинения, в собственной речевой практике с учетом ситуации общения, приветствия, прощания. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: - формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; - воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; - развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; - формирование духовных и эстетических потребностей; - воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; -отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Регулятивные УУД -Проговаривать последовательность действий на уроке. -Учиться работать по предложенному учителем плану. -Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД - Уметь донести свою позицию до собеседника; - Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. - Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. - Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; Предметные результаты: - сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека; - формирование интереса к русскому языку, русской культуре, и как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности; - формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность . Тематическое планирование «Развитие речи» № Тема Количество Теория часов 1 1 1 1 1 1 значение 1 Речь. «Тише, громче». Слова, слова, слова… Озорные буквы. Слова играют в прятки. Слово и его значение. Прямое и переносное слова. 8 Многозначные слова. 9 Омонимы. 10 Синонимы. 11 Антонимы. 12 Тематические группы слов. 13 Наш цветной мир. 14 Что на что похоже. 15 Голоса природы. 16 Проверочная работа. 17 Загадки. 18 Культура речи. Вежливые слова. 19 Пословицы. 20 Учимся рассуждать. 21 Учимся рассуждать. 22 Текст. 23 Текст. 24 Заглавие текста. 25 Тема текста. 26 Тема текста. 27 Опорные слова. 28 Мы строим текст. 29 Мы строим текст. 30 План текста. 31 План текста. 32 Проверочная работа. 33 Итоговое занятие КВН. Всего 1 2 3 4 5 6 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 23 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ https://edsoo.ru/mr-nachalnaya-shkola/ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru 2. Российская электронная школа https://resh.edu.ru