Управление образования Администрации Режевского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 28»
(МБОУ ООШ № 28)
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ ООШ № 28
Протокол от 30.08.2023 № 1
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ООШ № 28
_________ Наумова О.А.
Приказ от 31.08.2023
№ ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Говорим на русском языке»
для обучающихся 1 – 4 классов
с. Леневское 2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Говорим на русском языке»
для 1–4-х классов
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам — образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных ФГОС НОО и ООО, направленных письмом
Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации,
утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;
УМК для обучающихся и педагога: электронный образовательный ресурс «Начинайзер.
Начальное общее образование», 1–4 класс, АО Издательство «Просвещение» (входит в перечень
ЭОР, утв. приказом Минпросвещения от 02.08.2022 № 653).
Программа реализуется в рамках направления внеурочной деятельности: развитие личности, ее
способностей, удовлетворение образовательных потребностей и интересов.
Программа ориентирована на обучающихся, для которых русский язык не является родным
языком. Овладение русским языком как иностранным обеспечивает необходимую базу для
успешной коммуникации в условиях языковой среды и социокультурной адаптации.
Форма организации внеурочной деятельности: кружок.
Программа рассчитана на 4 года обучения: 1-й класс – по 2 часа в неделю (в год 66 ч.); 2–4-й
классы – по 2 часа в неделю (68 ч в год). Общий объем учебного времени составляет 270 часов.
Содержание курса внеурочной деятельности
1-й класс
Согласные. Различение согласных по глухости-звонкости: перед гласными, перед сонорными,
перед В. Оглушение согласных на конце слова. Оглушение звонких согласных перед глухими:
внутри слова, на стыке предлога и слова. Озвончение глухих согласных перед звонкими: внутри
слова, на стыке предлога и слова.
Различение твердых и мягких согласных перед гласными. Произношение мягких согласных
перед И, перед Е, перед А, перед О, перед У. Произношение сочетаний типа та-тя-тья.
Произношение мягких согласных перед согласными. Различение твердых и мягких согласных
перед согласными. Произношение мягких согласных на конце слова.
Сочетания согласных. Произношение сочетаний двух, трех, четырех согласных в начале, в
середине и на конце слова. Произношение слов со сложной консонантной структурой.
Произношение двойных согласных на стыке морфем. Двойные согласные в словах. Правила
чтения некоторых сочетаний согласных. Произношение [ц] на месте сочетаний тс, дс; [цц] на
месте сочетаний тс, тьс, дц. Произношение [сн], [зн], [ств], [рц], [нц] на месте сочетаний стн, здн,
вств, рдц, лнц. Произношение [ш´ш´] на месте сочетания сч. Чередования согласных г-ж, дж-жд,
з-ж, к-ч, т-ч, т-щ, ст-щ, с-ш, х-ш, ц-ч.
Гласные звуки. Особенности артикуляции русских гласных под ударением: а-э, а-о, о-у, ы-и.
Произношение букв е, ё, ю, я в начале слова, после гласных, после букв ь и ъ, после мягких
согласных. Безударные гласные (редукция гласных). Произношение безударных гласных на
месте буквы а, о. Произношение безударных гласных на месте букв е, я. Произношение
безударных гласных на месте буквы е после твердых согласных ж, ш, ц.
Разделительный знак ъ. Разделительный знак ь.
Ритмика слова: односложные модели, двусложные модели, трехсложные модели,
четырехсложные модели.
Алфавит. Соотношение звуков и букв.
2-й класс
Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные;
единственное и множественное число имени существительного; род имени существительного.
Словообразовательные модели существительных. Местоимение. Личные и притяжательные
местоимения в единственном и множественном числе. Согласование притяжательных
местоимений с существительными в единственном и множественном числе, категория рода у
притяжательных местоимений в единственном числе. Вопросительные местоимения. Глагол.
Инфинитив; настоящее время глагола; глаголы 1-го и 2-го спряжения, личные окончания
глагола.
Словообразование и словоизменение. Состав слова, понятие об основе и окончании; понятие о
частях слова: корень, суффикс, приставка. Однокоренные слова. Сложные слова.
Словообразовательные модели существительных, наречия на -о (-е), прилагательные с
суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -енн-, -анн-. Синтаксис. Однородные члены предложения; обращения;
виды простого предложения; текст.
3-й класс
Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные, связь категории одушевленности и
неодушевленности и формообразования падежей. Единственное и множественное число имени
существительного. Связь с категорией падежа. Род имени существительного. Существительные
1-го, 2-го, 3-го склонения. Категория падежа, значение и употребление падежей (именительный
падеж, винительный падеж, предложный падеж, родительный падеж, дательный падеж,
творительный падеж). Словообразовательные модели существительных.
Глагол. Инфинитив. Настоящее время глагола. Глаголы 1-го и 2-го спряжения. Личные
окончания глагола. Словоизменительные классы и группы глаголов. Изолированные
глаголы. Императив. Глагольное управление. Переходные и непереходные глаголы. Глаголы
движения.
Имя
прилагательное.
Полные
прилагательные.
Согласование
прилагательных
с
существительными в роде, числе и падеже; падежная система полных прилагательных в
единственном числе.
Местоимение. Значение, формы изменения и употребление личных, вопросительных и
притяжательных местоимений. Падежные формы личных и притяжательных местоимений в
единственном числе.
Наречие:
наречия
меры,
степени, наречия
места, времени. Предикативные
наречия. Вопросительные наречия. Степени сравнения наречий. Отрицательные наречия;
неопределенные наречия; наречие причины.
Служебные части речи: соединительные и противительные союзы в простом и сложном
предложениях.
Словообразование и словоизменение. Состав слова, понятие об основе и окончании; понятие о
частях слова: корень, суффикс, приставка. Однокоренные слова. Сложные слова.
Словообразовательные модели существительных, наречия на -о (-е), прилагательные с
суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -енн-, -анн-.
Синтаксис. Однородные члены предложения; обобщающее слово при однородных членах;
вводные слова и предложения; виды простого предложения; виды сложного предложения; текст.
4-й класс
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные,
собирательные,
абстрактные
(отвлеченные)
существительные.
Одушевленные
и
неодушевленные: группа одушевленных существительных среднего рода, связь категории
одушевленности, неодушевленности
и
формообразования
падежей.
Единственное и множественное число имени существительного. Связь категории числа с
категорией падежа. Формообразование существительных в единственном и множественном
числе. Род имени существительного. Согласование с личными, притяжательными
местоимениями и прилагательными в различных падежных формах единственного и
множественного числа. Категория падежа, значение и употребление падежей в единственном и
множественном числе.
Имя
прилагательное:
полные
прилагательные;
согласование
прилагательных
с
существительными в роде, числе и падеже; падежная система полных прилагательных в
единственном и множественном числе.
Причастие: действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.
Глагол. Инфинитив; настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Глаголы 1-го и 2-го
спряжения, личные окончания глагола. Классы и группы глаголов. Императив. Глагольное
управление. Глаголы движения. Вид глагола.
Деепричастие: деепричастие глаголов совершенного и несовершенного вида; совмещение
признаков глагола и наречия: значения действия и обстоятельственно-определительного
значения.
Синтаксис. Однородные члены предложения. Причастные и деепричастные обороты. Вводные
слова и предложения. Виды простого предложения. Виды сложного предложения. Бессоюзное
сложное предложение. Текст.
Планируемые результаты
Личностные
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения
к России; осознание своей российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому,
настоящему и будущему страны и родного края; уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной
культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому
и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий,
приносящих ей вред. В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять
существенный признак для
классификации,
классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях,
поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной
безопасности при поиске информации в интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
1-й класс
рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка;
анализировать речь людей (при анализе текстов);
наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее;
различать устную, письменную речь и речь про себя;
различать звуки и буквы; осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове;
распознавать условные обозначения звуков речи;
сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова;
наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их;
находить в слове гласные звуки, объяснять особенности гласных звуков; правильно
произносить гласные звуки;
различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки; определять «работу»
букв, обозначающих гласные звуки в слове; объяснять причины разного количества
звуков и букв в слове, соотносить звуковой и буквенный состав слов;
определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или
безударный;
находить в слове согласные звуки; правильно произносить согласные звуки;
различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;
различать согласный звук [й'] и гласный звук [и];
различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами;
определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки;
различать непарные мягкие шипящие звуки;
соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт;
различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные;
характеризовать
согласный звук, наблюдать над произношением слов с
разделительными ь, ъ.
2-й класс
ориентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании учебника; понимать
условные обозначения, использовать их при выполнении заданий; предполагать на
основе названия содержание главы; прогнозировать содержание раздела;
находить в словаре непонятные слова; обогащать собственный словарь именами
существительными разных лексико-тематических групп;
различать одушевленные и неодушевленные имена существительные с опорой на
вопросы «кто?» и «что?» и подбирать примеры таких существительных;
определять число имен существительных (единственное и множественное); изменять
имена существительные по числам;
определять грамматические признаки имен существительных: одушевленное или
неодушевленное, собственное или нарицательное; число (единственное или
множественное), роль в предложении;
обосновывать
правильность определения грамматических признаков имени
существительного, классифицировать имена существительные по определенному
грамматическому признаку; выбирать из ряда имен существительных имя
существительное с определенным признаком;
распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению
и вопросу;
распознавать местоимения среди других частей речи; определять грамматические
признаки личных местоимений;
воспринимать на слух произведение; отвечать на вопросы по содержанию
художественного произведения; читать вслух плавно по слогам и целыми словами;
передавать интонационно конец предложения.
3-й класс
ориентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании учебника; понимать
условные обозначения, использовать их при выполнении заданий; предполагать на
основе названия содержание главы; прогнозировать содержание раздела;
находить в словаре непонятные слова; обогащать собственный словарь именами
существительными разных лексико-тематических групп;
распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному
лексическому значению и вопросу;
использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп;
определять число имен прилагательных;
определять падеж имен существительных; изменять имена существительные по
падежам;
распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению
и вопросу; распознавать время глагола; изменять глаголы по временам;
воспринимать на слух произведение; отвечать на вопросы по содержанию
художественного произведения;
читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец
предложения.
4-й класс
ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании учебника; понимать
условные обозначения, использовать их при выполнении заданий; предполагать на
основе названия содержание главы;
находить в словаре непонятные слова;
распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению
и вопросу;
определять изученные грамматические признаки глаголов; образовывать глаголы.
обосновывать
правильность определения грамматических признаков имени
существительного;
определять грамматические признаки личных местоимений;
обосновывать правильность написания разных частей речи;
составлять текст;
записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах
изученных орфограмм;
воспроизводить содержание повествовательного текста;
воспринимать на слух произведение;
отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения;
читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец
предложения.
Тематическое планирование
1-й класс
Форма
проведения
занятия
№
Тема занятия
п/п
1
2
Количество
часов,
ЦОР/ЭОР
отводимых на
освоение темы
Гласные звуки А, О, У, Э. Групповое
1
Буквы.
занятие
с
элементами
Согласный звук Й в конце игры
1
слова. Буква Й
3
Согласные звуки и буквы.
Согласные звуки твердые.
Согласные звуки
парные:
звонкие – глухие
9
4
Гласные звуки -и, -ы, -е.
Буквы
3
5
Согласные
9
звуки
парные:
Электронный
образовательный ресурс
«Начинайзер. Начальное
общее образование»
твердые и мягкие, звонкие и
глухие. Буквы Вв. Фф. Зз. З-С.
Кк. Гг. К-Г. Х, х-к-г. Ь –
мягкий знак в конце слова
6
Согласные звуки непарные
твердые. Буквы Жж. Шш. Цц
3
7
Согласные звуки непарные
мягкие. Буквы Чч. Щщ
2
8
Гласные буквы -ё, -ю, -я в
середине и в конце слова.
Мягкие согласные звуки
6
9
Сочетания ца-тся-ться в конце
слова
2
10 Й в начале слова. Гласные
буквы е, ё, ю, я в начале слова
(йотированные гласные). Йй.
Ее. Ёё. Юю. Яя
10
11 Разделительный знак ь: ьи, ье,
ье, ью, ья
8
12 Разделительный знак ъ.: ъи,
ъе, ъе, ъю, ъя
7
13 Алфавит
5
Итого:
66
2-й класс
Форма
проведения
занятия
№
Тема занятия
п/п
Количество
часов,
ЦОР/ЭОР
отводимых на
освоение темы
1
Имя
существительное.
Одушевленные
и
неодушевленные; собственные
и нарицательные
Групповое
11
занятие
с
элементами
игры
2
Имя
существительное.
Изменение по числам
10
3
Имя существительное.
имени существительного
Род
8
4
Словообразовательные модели
существительных
4
5
Местоимение
10
6
Глагол
12
7
Состав слова, понятие об
основе и окончании; понятие о
частях слова: корень, суффикс,
приставка
6
Электронный
образовательный ресурс
«Начинайзер. Начальное
общее
образование»
8
Однородные
члены
предложения; обращения; виды
простого предложения
7
Итого:
68
3-й класс
Количество
часов,
ЦОР/ЭОР
отводимых на
освоение темы
Форма
проведения
занятия
№
Тема занятия
п/п
1
Имя
существительное.
Одушевленные
и
неодушевленные,
связь
категории одушевленности и
неодушевленности
и
формообразования падежей
Групповое
6
занятие
с
элементами
игры
2
Род имени существительного.
5
3
Существительные 1-го, 2-го, 3го склонения
5
4
Значение
и
употребление
падежей имен существительных
5
5
Глагол. Инфинитив
6
6
Императив.
управление
7
Имя прилагательное
5
8
Местоимение
5
9
Наречие
5
Глагольное
6
10 Служебные части речи
11 Словообразование
словоизменение
Электронный
образовательный ресурс
«Начинайзер.
Начальное
общее
образование»
5
и
6
12 Синтаксис
5
Итого:
68
4-й класс
№
Тема занятия
п/п
1
2
Количество
часов,
ЦОР/ЭОР
отводимых на
освоение темы
Форма
проведения
занятия
Имя
существительное. Групповое
Лексико-грамматические
занятие
разряды существительных
элементами
игры
Единственное
и
множественное число имени
существительного.
Связь
категории числа с категорией
8
с
8
Электронный
образовательный ресурс
«Начинайзер. Начальное
общее образование»
падежа
3
Имя прилагательное
10
4
Причастие
10
5
Глагол
10
6
Деепричастие
10
7
Синтаксис
12
Итого:
68