РП курса ВД Говорим на русском языке

Управление образования Администрации Режевского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 28»
(МБОУ ООШ № 28)

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ ООШ № 28
Протокол от 30.08.2023 № 1

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ООШ № 28
_________ Наумова О.А.
Приказ от 31.08.2023
№ ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Говорим на русском языке»
для обучающихся 1 – 4 классов

с. Леневское 2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Говорим на русском языке»
для 1–4-х классов
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам — образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
 методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных ФГОС НОО и ООО, направленных письмом
Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
 концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации,
утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;
УМК для обучающихся и педагога: электронный образовательный ресурс «Начинайзер.
Начальное общее образование», 1–4 класс, АО Издательство «Просвещение» (входит в перечень
ЭОР, утв. приказом Минпросвещения от 02.08.2022 № 653).
Программа реализуется в рамках направления внеурочной деятельности: развитие личности, ее
способностей, удовлетворение образовательных потребностей и интересов.
Программа ориентирована на обучающихся, для которых русский язык не является родным
языком. Овладение русским языком как иностранным обеспечивает необходимую базу для
успешной коммуникации в условиях языковой среды и социокультурной адаптации.
Форма организации внеурочной деятельности: кружок.
Программа рассчитана на 4 года обучения: 1-й класс – по 2 часа в неделю (в год 66 ч.); 2–4-й
классы – по 2 часа в неделю (68 ч в год). Общий объем учебного времени составляет 270 часов.
Содержание курса внеурочной деятельности
1-й класс
Согласные. Различение согласных по глухости-звонкости: перед гласными, перед сонорными,
перед В. Оглушение согласных на конце слова. Оглушение звонких согласных перед глухими:
внутри слова, на стыке предлога и слова. Озвончение глухих согласных перед звонкими: внутри
слова, на стыке предлога и слова.
Различение твердых и мягких согласных перед гласными. Произношение мягких согласных
перед И, перед Е, перед А, перед О, перед У. Произношение сочетаний типа та-тя-тья.
Произношение мягких согласных перед согласными. Различение твердых и мягких согласных
перед согласными. Произношение мягких согласных на конце слова.
Сочетания согласных. Произношение сочетаний двух, трех, четырех согласных в начале, в
середине и на конце слова. Произношение слов со сложной консонантной структурой.
Произношение двойных согласных на стыке морфем. Двойные согласные в словах. Правила
чтения некоторых сочетаний согласных. Произношение [ц] на месте сочетаний тс, дс; [цц] на
месте сочетаний тс, тьс, дц. Произношение [сн], [зн], [ств], [рц], [нц] на месте сочетаний стн, здн,
вств, рдц, лнц. Произношение [ш´ш´] на месте сочетания сч. Чередования согласных г-ж, дж-жд,
з-ж, к-ч, т-ч, т-щ, ст-щ, с-ш, х-ш, ц-ч.
Гласные звуки. Особенности артикуляции русских гласных под ударением: а-э, а-о, о-у, ы-и.
Произношение букв е, ё, ю, я в начале слова, после гласных, после букв ь и ъ, после мягких
согласных. Безударные гласные (редукция гласных). Произношение безударных гласных на

месте буквы а, о. Произношение безударных гласных на месте букв е, я. Произношение
безударных гласных на месте буквы е после твердых согласных ж, ш, ц.
Разделительный знак ъ. Разделительный знак ь.
Ритмика слова: односложные модели, двусложные модели, трехсложные модели,
четырехсложные модели.
Алфавит. Соотношение звуков и букв.
2-й класс
Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные;
единственное и множественное число имени существительного; род имени существительного.
Словообразовательные модели существительных. Местоимение. Личные и притяжательные
местоимения в единственном и множественном числе. Согласование притяжательных
местоимений с существительными в единственном и множественном числе, категория рода у
притяжательных местоимений в единственном числе. Вопросительные местоимения. Глагол.
Инфинитив; настоящее время глагола; глаголы 1-го и 2-го спряжения, личные окончания
глагола.
Словообразование и словоизменение. Состав слова, понятие об основе и окончании; понятие о
частях слова: корень, суффикс, приставка. Однокоренные слова. Сложные слова.
Словообразовательные модели существительных, наречия на -о (-е), прилагательные с
суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -енн-, -анн-. Синтаксис. Однородные члены предложения; обращения;
виды простого предложения; текст.
3-й класс
Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные, связь категории одушевленности и
неодушевленности и формообразования падежей. Единственное и множественное число имени
существительного. Связь с категорией падежа. Род имени существительного. Существительные
1-го, 2-го, 3-го склонения. Категория падежа, значение и употребление падежей (именительный
падеж, винительный падеж, предложный падеж, родительный падеж, дательный падеж,
творительный падеж). Словообразовательные модели существительных.
Глагол. Инфинитив. Настоящее время глагола. Глаголы 1-го и 2-го спряжения. Личные
окончания глагола. Словоизменительные классы и группы глаголов. Изолированные
глаголы. Императив. Глагольное управление. Переходные и непереходные глаголы. Глаголы
движения.
Имя
прилагательное.
Полные
прилагательные.
Согласование
прилагательных
с
существительными в роде, числе и падеже; падежная система полных прилагательных в
единственном числе.
Местоимение. Значение, формы изменения и употребление личных, вопросительных и
притяжательных местоимений. Падежные формы личных и притяжательных местоимений в
единственном числе.
Наречие:
наречия
меры,
степени, наречия
места, времени. Предикативные
наречия. Вопросительные наречия. Степени сравнения наречий. Отрицательные наречия;
неопределенные наречия; наречие причины.
Служебные части речи: соединительные и противительные союзы в простом и сложном
предложениях.
Словообразование и словоизменение. Состав слова, понятие об основе и окончании; понятие о
частях слова: корень, суффикс, приставка. Однокоренные слова. Сложные слова.
Словообразовательные модели существительных, наречия на -о (-е), прилагательные с
суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -енн-, -анн-.
Синтаксис. Однородные члены предложения; обобщающее слово при однородных членах;
вводные слова и предложения; виды простого предложения; виды сложного предложения; текст.
4-й класс
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные,
собирательные,
абстрактные
(отвлеченные)
существительные.
Одушевленные
и
неодушевленные: группа одушевленных существительных среднего рода, связь категории
одушевленности, неодушевленности
и
формообразования
падежей.
Единственное и множественное число имени существительного. Связь категории числа с
категорией падежа. Формообразование существительных в единственном и множественном

числе. Род имени существительного. Согласование с личными, притяжательными
местоимениями и прилагательными в различных падежных формах единственного и
множественного числа. Категория падежа, значение и употребление падежей в единственном и
множественном числе.
Имя
прилагательное:
полные
прилагательные;
согласование
прилагательных
с
существительными в роде, числе и падеже; падежная система полных прилагательных в
единственном и множественном числе.
Причастие: действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.
Глагол. Инфинитив; настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Глаголы 1-го и 2-го
спряжения, личные окончания глагола. Классы и группы глаголов. Императив. Глагольное
управление. Глаголы движения. Вид глагола.
Деепричастие: деепричастие глаголов совершенного и несовершенного вида; совмещение
признаков глагола и наречия: значения действия и обстоятельственно-определительного
значения.
Синтаксис. Однородные члены предложения. Причастные и деепричастные обороты. Вводные
слова и предложения. Виды простого предложения. Виды сложного предложения. Бессоюзное
сложное предложение. Текст.
Планируемые результаты
Личностные
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения
к России; осознание своей российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому,
настоящему и будущему страны и родного края; уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной
культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому
и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий,
приносящих ей вред. В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
 сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
 определять
существенный признак для
классификации,
классифицировать
предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
 устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях,
поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов;
 с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения,
исследования);
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
 выбирать источник получения информации;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной
безопасности при поиске информации в интернете;
 анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
 самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.


Предметные результаты
1-й класс
 рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка;
 анализировать речь людей (при анализе текстов);
 наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее;
 различать устную, письменную речь и речь про себя;
 различать звуки и буквы; осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове;
распознавать условные обозначения звуков речи;
 сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова;
 наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их;
 находить в слове гласные звуки, объяснять особенности гласных звуков; правильно
произносить гласные звуки;
 различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки; определять «работу»
букв, обозначающих гласные звуки в слове; объяснять причины разного количества
звуков и букв в слове, соотносить звуковой и буквенный состав слов;
 определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или
безударный;
 находить в слове согласные звуки; правильно произносить согласные звуки;
 различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;
 различать согласный звук [й'] и гласный звук [и];
 различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами;
 определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки;
 различать непарные мягкие шипящие звуки;
 соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт;
 различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные;
 характеризовать
согласный звук, наблюдать над произношением слов с
разделительными ь, ъ.
2-й класс
 ориентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании учебника; понимать
условные обозначения, использовать их при выполнении заданий; предполагать на
основе названия содержание главы; прогнозировать содержание раздела;
 находить в словаре непонятные слова; обогащать собственный словарь именами
существительными разных лексико-тематических групп;
 различать одушевленные и неодушевленные имена существительные с опорой на
вопросы «кто?» и «что?» и подбирать примеры таких существительных;
 определять число имен существительных (единственное и множественное); изменять
имена существительные по числам;
 определять грамматические признаки имен существительных: одушевленное или
неодушевленное, собственное или нарицательное; число (единственное или
множественное), роль в предложении;
 обосновывать
правильность определения грамматических признаков имени
существительного, классифицировать имена существительные по определенному
грамматическому признаку; выбирать из ряда имен существительных имя
существительное с определенным признаком;
 распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению
и вопросу;
 распознавать местоимения среди других частей речи; определять грамматические
признаки личных местоимений;
 воспринимать на слух произведение; отвечать на вопросы по содержанию
художественного произведения; читать вслух плавно по слогам и целыми словами;
передавать интонационно конец предложения.
3-й класс
 ориентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании учебника; понимать
условные обозначения, использовать их при выполнении заданий; предполагать на
основе названия содержание главы; прогнозировать содержание раздела;

находить в словаре непонятные слова; обогащать собственный словарь именами
существительными разных лексико-тематических групп;
 распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному
лексическому значению и вопросу;
 использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп;
 определять число имен прилагательных;
 определять падеж имен существительных; изменять имена существительные по
падежам;
 распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению
и вопросу; распознавать время глагола; изменять глаголы по временам;
 воспринимать на слух произведение; отвечать на вопросы по содержанию
художественного произведения;
 читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец
предложения.
4-й класс
 ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании учебника; понимать
условные обозначения, использовать их при выполнении заданий; предполагать на
основе названия содержание главы;
 находить в словаре непонятные слова;
 распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению
и вопросу;
 определять изученные грамматические признаки глаголов; образовывать глаголы.
 обосновывать
правильность определения грамматических признаков имени
существительного;
 определять грамматические признаки личных местоимений;
 обосновывать правильность написания разных частей речи;
 составлять текст;
 записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах
изученных орфограмм;
 воспроизводить содержание повествовательного текста;
 воспринимать на слух произведение;
 отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения;
 читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец
предложения.


Тематическое планирование
1-й класс
Форма
проведения
занятия

№
Тема занятия
п/п
1
2

Количество
часов,
ЦОР/ЭОР
отводимых на
освоение темы

Гласные звуки А, О, У, Э. Групповое
1
Буквы.
занятие
с
элементами
Согласный звук Й в конце игры
1
слова. Буква Й

3

Согласные звуки и буквы.
Согласные звуки твердые.
Согласные звуки
парные:
звонкие – глухие

9

4

Гласные звуки -и, -ы, -е.
Буквы

3

5

Согласные

9

звуки

парные:

Электронный
образовательный ресурс
«Начинайзер. Начальное
общее образование»

твердые и мягкие, звонкие и
глухие. Буквы Вв. Фф. Зз. З-С.
Кк. Гг. К-Г. Х, х-к-г. Ь –
мягкий знак в конце слова
6

Согласные звуки непарные
твердые. Буквы Жж. Шш. Цц

3

7

Согласные звуки непарные
мягкие. Буквы Чч. Щщ

2

8

Гласные буквы -ё, -ю, -я в
середине и в конце слова.
Мягкие согласные звуки

6

9

Сочетания ца-тся-ться в конце
слова

2

10 Й в начале слова. Гласные
буквы е, ё, ю, я в начале слова
(йотированные гласные). Йй.
Ее. Ёё. Юю. Яя

10

11 Разделительный знак ь: ьи, ье,
ье, ью, ья

8

12 Разделительный знак ъ.: ъи,
ъе, ъе, ъю, ъя

7

13 Алфавит

5

Итого:

66

2-й класс
Форма
проведения
занятия

№
Тема занятия
п/п

Количество
часов,
ЦОР/ЭОР
отводимых на
освоение темы

1

Имя
существительное.
Одушевленные
и
неодушевленные; собственные
и нарицательные

Групповое
11
занятие
с
элементами
игры

2

Имя
существительное.
Изменение по числам

10

3

Имя существительное.
имени существительного

Род

8

4

Словообразовательные модели
существительных

4

5

Местоимение

10

6

Глагол

12

7

Состав слова, понятие об
основе и окончании; понятие о
частях слова: корень, суффикс,
приставка

6

Электронный
образовательный ресурс
«Начинайзер. Начальное
общее
образование»

8

Однородные
члены
предложения; обращения; виды
простого предложения

7

Итого:

68

3-й класс
Количество
часов,
ЦОР/ЭОР
отводимых на
освоение темы

Форма
проведения
занятия

№
Тема занятия
п/п
1

Имя
существительное.
Одушевленные
и
неодушевленные,
связь
категории одушевленности и
неодушевленности
и
формообразования падежей

Групповое
6
занятие
с
элементами
игры

2

Род имени существительного.

5

3

Существительные 1-го, 2-го, 3го склонения

5

4

Значение
и
употребление
падежей имен существительных

5

5

Глагол. Инфинитив

6

6

Императив.
управление

7

Имя прилагательное

5

8

Местоимение

5

9

Наречие

5

Глагольное

6

10 Служебные части речи
11 Словообразование
словоизменение

Электронный
образовательный ресурс
«Начинайзер.
Начальное
общее
образование»

5
и

6

12 Синтаксис

5

Итого:

68

4-й класс
№
Тема занятия
п/п
1

2

Количество
часов,
ЦОР/ЭОР
отводимых на
освоение темы

Форма
проведения
занятия

Имя
существительное. Групповое
Лексико-грамматические
занятие
разряды существительных
элементами
игры
Единственное
и
множественное число имени
существительного.
Связь
категории числа с категорией

8
с
8

Электронный
образовательный ресурс
«Начинайзер. Начальное
общее образование»

падежа
3

Имя прилагательное

10

4

Причастие

10

5

Глагол

10

6

Деепричастие

10

7

Синтаксис

12

Итого:

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».