Управление образования Администрации Режевского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 28» (МБОУ ООШ № 28) РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ ООШ № 28 Протокол от 30.08.2023 № 1 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ООШ № 28 _________ Наумова О.А. Приказ от 31.08.2023 № ___________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Говорим на русском языке» для обучающихся 1 – 4 классов с. Леневское 2023 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Говорим на русском языке» для 1–4-х классов Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС НОО и ООО, направленных письмом Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р; УМК для обучающихся и педагога: электронный образовательный ресурс «Начинайзер. Начальное общее образование», 1–4 класс, АО Издательство «Просвещение» (входит в перечень ЭОР, утв. приказом Минпросвещения от 02.08.2022 № 653). Программа реализуется в рамках направления внеурочной деятельности: развитие личности, ее способностей, удовлетворение образовательных потребностей и интересов. Программа ориентирована на обучающихся, для которых русский язык не является родным языком. Овладение русским языком как иностранным обеспечивает необходимую базу для успешной коммуникации в условиях языковой среды и социокультурной адаптации. Форма организации внеурочной деятельности: кружок. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1-й класс – по 2 часа в неделю (в год 66 ч.); 2–4-й классы – по 2 часа в неделю (68 ч в год). Общий объем учебного времени составляет 270 часов. Содержание курса внеурочной деятельности 1-й класс Согласные. Различение согласных по глухости-звонкости: перед гласными, перед сонорными, перед В. Оглушение согласных на конце слова. Оглушение звонких согласных перед глухими: внутри слова, на стыке предлога и слова. Озвончение глухих согласных перед звонкими: внутри слова, на стыке предлога и слова. Различение твердых и мягких согласных перед гласными. Произношение мягких согласных перед И, перед Е, перед А, перед О, перед У. Произношение сочетаний типа та-тя-тья. Произношение мягких согласных перед согласными. Различение твердых и мягких согласных перед согласными. Произношение мягких согласных на конце слова. Сочетания согласных. Произношение сочетаний двух, трех, четырех согласных в начале, в середине и на конце слова. Произношение слов со сложной консонантной структурой. Произношение двойных согласных на стыке морфем. Двойные согласные в словах. Правила чтения некоторых сочетаний согласных. Произношение [ц] на месте сочетаний тс, дс; [цц] на месте сочетаний тс, тьс, дц. Произношение [сн], [зн], [ств], [рц], [нц] на месте сочетаний стн, здн, вств, рдц, лнц. Произношение [ш´ш´] на месте сочетания сч. Чередования согласных г-ж, дж-жд, з-ж, к-ч, т-ч, т-щ, ст-щ, с-ш, х-ш, ц-ч. Гласные звуки. Особенности артикуляции русских гласных под ударением: а-э, а-о, о-у, ы-и. Произношение букв е, ё, ю, я в начале слова, после гласных, после букв ь и ъ, после мягких согласных. Безударные гласные (редукция гласных). Произношение безударных гласных на месте буквы а, о. Произношение безударных гласных на месте букв е, я. Произношение безударных гласных на месте буквы е после твердых согласных ж, ш, ц. Разделительный знак ъ. Разделительный знак ь. Ритмика слова: односложные модели, двусложные модели, трехсложные модели, четырехсложные модели. Алфавит. Соотношение звуков и букв. 2-й класс Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные; единственное и множественное число имени существительного; род имени существительного. Словообразовательные модели существительных. Местоимение. Личные и притяжательные местоимения в единственном и множественном числе. Согласование притяжательных местоимений с существительными в единственном и множественном числе, категория рода у притяжательных местоимений в единственном числе. Вопросительные местоимения. Глагол. Инфинитив; настоящее время глагола; глаголы 1-го и 2-го спряжения, личные окончания глагола. Словообразование и словоизменение. Состав слова, понятие об основе и окончании; понятие о частях слова: корень, суффикс, приставка. Однокоренные слова. Сложные слова. Словообразовательные модели существительных, наречия на -о (-е), прилагательные с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -енн-, -анн-. Синтаксис. Однородные члены предложения; обращения; виды простого предложения; текст. 3-й класс Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные, связь категории одушевленности и неодушевленности и формообразования падежей. Единственное и множественное число имени существительного. Связь с категорией падежа. Род имени существительного. Существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. Категория падежа, значение и употребление падежей (именительный падеж, винительный падеж, предложный падеж, родительный падеж, дательный падеж, творительный падеж). Словообразовательные модели существительных. Глагол. Инфинитив. Настоящее время глагола. Глаголы 1-го и 2-го спряжения. Личные окончания глагола. Словоизменительные классы и группы глаголов. Изолированные глаголы. Императив. Глагольное управление. Переходные и непереходные глаголы. Глаголы движения. Имя прилагательное. Полные прилагательные. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; падежная система полных прилагательных в единственном числе. Местоимение. Значение, формы изменения и употребление личных, вопросительных и притяжательных местоимений. Падежные формы личных и притяжательных местоимений в единственном числе. Наречие: наречия меры, степени, наречия места, времени. Предикативные наречия. Вопросительные наречия. Степени сравнения наречий. Отрицательные наречия; неопределенные наречия; наречие причины. Служебные части речи: соединительные и противительные союзы в простом и сложном предложениях. Словообразование и словоизменение. Состав слова, понятие об основе и окончании; понятие о частях слова: корень, суффикс, приставка. Однокоренные слова. Сложные слова. Словообразовательные модели существительных, наречия на -о (-е), прилагательные с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -енн-, -анн-. Синтаксис. Однородные члены предложения; обобщающее слово при однородных членах; вводные слова и предложения; виды простого предложения; виды сложного предложения; текст. 4-й класс Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, собирательные, абстрактные (отвлеченные) существительные. Одушевленные и неодушевленные: группа одушевленных существительных среднего рода, связь категории одушевленности, неодушевленности и формообразования падежей. Единственное и множественное число имени существительного. Связь категории числа с категорией падежа. Формообразование существительных в единственном и множественном числе. Род имени существительного. Согласование с личными, притяжательными местоимениями и прилагательными в различных падежных формах единственного и множественного числа. Категория падежа, значение и употребление падежей в единственном и множественном числе. Имя прилагательное: полные прилагательные; согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; падежная система полных прилагательных в единственном и множественном числе. Причастие: действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Глагол. Инфинитив; настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Глаголы 1-го и 2-го спряжения, личные окончания глагола. Классы и группы глаголов. Императив. Глагольное управление. Глаголы движения. Вид глагола. Деепричастие: деепричастие глаголов совершенного и несовершенного вида; совмещение признаков глагола и наречия: значения действия и обстоятельственно-определительного значения. Синтаксис. Однородные члены предложения. Причастные и деепричастные обороты. Вводные слова и предложения. Виды простого предложения. Виды сложного предложения. Бессоюзное сложное предложение. Текст. Планируемые результаты Личностные В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к России; осознание своей российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты 1-й класс рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка; анализировать речь людей (при анализе текстов); наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее; различать устную, письменную речь и речь про себя; различать звуки и буквы; осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове; распознавать условные обозначения звуков речи; сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова; наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их; находить в слове гласные звуки, объяснять особенности гласных звуков; правильно произносить гласные звуки; различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки; определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове; объяснять причины разного количества звуков и букв в слове, соотносить звуковой и буквенный состав слов; определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный; находить в слове согласные звуки; правильно произносить согласные звуки; различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки; различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]; различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами; определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки; различать непарные мягкие шипящие звуки; соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт; различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные; характеризовать согласный звук, наблюдать над произношением слов с разделительными ь, ъ. 2-й класс ориентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании учебника; понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий; предполагать на основе названия содержание главы; прогнозировать содержание раздела; находить в словаре непонятные слова; обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп; различать одушевленные и неодушевленные имена существительные с опорой на вопросы «кто?» и «что?» и подбирать примеры таких существительных; определять число имен существительных (единственное и множественное); изменять имена существительные по числам; определять грамматические признаки имен существительных: одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении; обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного, классифицировать имена существительные по определенному грамматическому признаку; выбирать из ряда имен существительных имя существительное с определенным признаком; распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу; распознавать местоимения среди других частей речи; определять грамматические признаки личных местоимений; воспринимать на слух произведение; отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения; читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. 3-й класс ориентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании учебника; понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий; предполагать на основе названия содержание главы; прогнозировать содержание раздела; находить в словаре непонятные слова; обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп; распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу; использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп; определять число имен прилагательных; определять падеж имен существительных; изменять имена существительные по падежам; распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу; распознавать время глагола; изменять глаголы по временам; воспринимать на слух произведение; отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения; читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. 4-й класс ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании учебника; понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий; предполагать на основе названия содержание главы; находить в словаре непонятные слова; распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу; определять изученные грамматические признаки глаголов; образовывать глаголы. обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного; определять грамматические признаки личных местоимений; обосновывать правильность написания разных частей речи; составлять текст; записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм; воспроизводить содержание повествовательного текста; воспринимать на слух произведение; отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения; читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Тематическое планирование 1-й класс Форма проведения занятия № Тема занятия п/п 1 2 Количество часов, ЦОР/ЭОР отводимых на освоение темы Гласные звуки А, О, У, Э. Групповое 1 Буквы. занятие с элементами Согласный звук Й в конце игры 1 слова. Буква Й 3 Согласные звуки и буквы. Согласные звуки твердые. Согласные звуки парные: звонкие – глухие 9 4 Гласные звуки -и, -ы, -е. Буквы 3 5 Согласные 9 звуки парные: Электронный образовательный ресурс «Начинайзер. Начальное общее образование» твердые и мягкие, звонкие и глухие. Буквы Вв. Фф. Зз. З-С. Кк. Гг. К-Г. Х, х-к-г. Ь – мягкий знак в конце слова 6 Согласные звуки непарные твердые. Буквы Жж. Шш. Цц 3 7 Согласные звуки непарные мягкие. Буквы Чч. Щщ 2 8 Гласные буквы -ё, -ю, -я в середине и в конце слова. Мягкие согласные звуки 6 9 Сочетания ца-тся-ться в конце слова 2 10 Й в начале слова. Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова (йотированные гласные). Йй. Ее. Ёё. Юю. Яя 10 11 Разделительный знак ь: ьи, ье, ье, ью, ья 8 12 Разделительный знак ъ.: ъи, ъе, ъе, ъю, ъя 7 13 Алфавит 5 Итого: 66 2-й класс Форма проведения занятия № Тема занятия п/п Количество часов, ЦОР/ЭОР отводимых на освоение темы 1 Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные Групповое 11 занятие с элементами игры 2 Имя существительное. Изменение по числам 10 3 Имя существительное. имени существительного Род 8 4 Словообразовательные модели существительных 4 5 Местоимение 10 6 Глагол 12 7 Состав слова, понятие об основе и окончании; понятие о частях слова: корень, суффикс, приставка 6 Электронный образовательный ресурс «Начинайзер. Начальное общее образование» 8 Однородные члены предложения; обращения; виды простого предложения 7 Итого: 68 3-й класс Количество часов, ЦОР/ЭОР отводимых на освоение темы Форма проведения занятия № Тема занятия п/п 1 Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные, связь категории одушевленности и неодушевленности и формообразования падежей Групповое 6 занятие с элементами игры 2 Род имени существительного. 5 3 Существительные 1-го, 2-го, 3го склонения 5 4 Значение и употребление падежей имен существительных 5 5 Глагол. Инфинитив 6 6 Императив. управление 7 Имя прилагательное 5 8 Местоимение 5 9 Наречие 5 Глагольное 6 10 Служебные части речи 11 Словообразование словоизменение Электронный образовательный ресурс «Начинайзер. Начальное общее образование» 5 и 6 12 Синтаксис 5 Итого: 68 4-й класс № Тема занятия п/п 1 2 Количество часов, ЦОР/ЭОР отводимых на освоение темы Форма проведения занятия Имя существительное. Групповое Лексико-грамматические занятие разряды существительных элементами игры Единственное и множественное число имени существительного. Связь категории числа с категорией 8 с 8 Электронный образовательный ресурс «Начинайзер. Начальное общее образование» падежа 3 Имя прилагательное 10 4 Причастие 10 5 Глагол 10 6 Деепричастие 10 7 Синтаксис 12 Итого: 68