Комплексная программа формирования
у школьников культуры
здорового образа жизни
«Здоровый образ жизни –
основа национальных
целей развития»
Предпосылки
Предпосылки
Цель программы, задачи, структура
Цель программы ̶
создание единого образовательного и воспитательного пространства на уровне страны и региона для
деятельности семьи и образовательной организации по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,
здоровьесбережения детей и подростков, воспитание гармоничной личности.
Задача программы ̶
формирование у учащихся ключевых компетенций ведения здорового образа жизни за счёт понимания
необходимости сохранять своё здоровье как общественную и индивидуальную ценность, формирования навыков здорового и
безопасного поведения в повседневной жизни, умения бороться со стрессовыми ситуациями, грамотно взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми, вести активный образ жизни.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ
УЧИТЕЛЕЙ
ПРЕЕМСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС
(СЕРИЯ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ)
АКЦИЯ
по формированию у
школьников культуры
здорового образа жизни
Научная составляющая курса
Здоровье ̶ состояние полного физического, душевного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней.
Всемирная организация здравоохранения
Авторский коллектив
Онищенко Геннадий Григорьевич — идеолог проекта.
Академик РАН, член Президиума РАН, доктор
медицинских наук, профессор, заслуженный врач России,
Председатель Координационного совета
Движения «Сделаем вместе».
Алла Владимировна Погожева —
доктор медицинских наук,
профессор НИИ питания РАМН, врач высшей
категории, автор 500 научных работ, в том числе
6 монографий, 3 руководств и 4 научнопопулярных книг, посвящённых вопросам
рационального и лечебного питания.
Зюрин Эдуард Адольфович —
заместитель генерального директора
ФГБУ ФГБУ «Федеральный научный
центр физической культуры и спорта».
Мошнина Рауза Шамилевна —
профессор, кандидат педагогических
наук, заведующий кафедрой
начального образования ГБОУ ВО МО
«Академия социального управления».
Шаповаленко Ирина Владимировна —
кандидат психологических наук,
заведующий кафедрой возрастной
психологии им Л.Ф. Обуховой факультета
психологии образования, ФГБОУ ВО
МГППУ.
И сотрудники кафедры.
Актуальность
Возрастание и изменение характера нагрузок на организм человека в условиях усложнения
общественной жизни, увеличение рисков техногенного, экологического, психологического
характера, провоцирующих негативные изменения в состоянии здоровья
Недостаточная организация комплексной всесторонней воспитательной работы по вопросам
формирования здорового образа жизни и здоровьесбережения
Недостаточная информированность детей и подростков о негативном влиянии вредных привычек
на их организм
Повышение уровня физической подготовки допризывной молодежи, создание развитой сети
физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов
Акция «Здоровый образ жизни —
основа национальных целей развития»
Цели акции
Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся своей образовательной
организации и жителей региона.
Вовлечение молодого поколения в работу по формированию мотивации к ведению
здорового образа жизни.
Проявление активной жизненной позиции в вопросах здоровьесбережения через
инициативы, вовлекающие в мероприятия школы, района, малой родины большое
количество участников разных возрастов.
Построение собственной траектории формирования здоровья, принципов ведения
здорового образа жизни.
Изучение вклада своего региона в развитие культуры здорового образа жизни
страны посредством организации и проведения исследований о региональных
традициях ЗОЖ, выдающихся спортсменах, деятелях науки и техники, внёсших
вклад в формирование культуры ЗОЖ.
Акция «Здоровый образ жизни —
основа национальных целей развития»
Задачи акции
Провести работу по сбору материалов о региональных традициях,
мотивирующих к ведению здорового образа жизни.
Способствовать изучению и применению школьниками исследовательских
методов для решения практических и познавательных задач.
Способствовать выстраиванию коммуникации со сверстниками и взрослыми.
Формировать и развивать умение корректно и аргументированно выражать свою
точку зрения в устной и письменной форме.
Формировать и развивать умение публично представлять результаты
исследовательской и проектной деятельности.
Формировать и развивать уважительное отношение к культурному наследию
региона, страны.
Структура акции «Здоровый образ жизни —
основа национальных целей развития»
Организационная часть:
Регистрация участников акции (общеобразовательные организации и участники конкурсов) на сайте www.doit-together.ru
Основной конкурс «Здоровый образ жизни — основа национальных целей развития» среди школьников 14—17 лет.
Дополнительные инициативы среди школьников 11—17 лет.
Педагогический модуль:
Проведение образовательных мероприятий, уроков, классных часов для учащихся младших классов, мотивирующих к
ведению здорового образа жизни.
Проектно-исследовательский модуль:
Проведение исследовательской работы о региональных традициях, мотивирующих к ведению здорового образа жизни.
Подготовка презентации с иллюстрированными материалами по результатам исследования.
Подготовка и проведение открытых уроков / мастер-классов по тематике исследования с учащимися школы.
Проведение мероприятий:
Проявление активной жизненной позиции в вопросах здоровьесбережения через инициативы, вовлекающие в мероприятия
школы, района, малой родины большое количество участников (флешмобы, региональные зарядки,
весёлые старты и пр.).
Акция «Здоровый образ жизни —
основа национальных целей развития».
Педагогический модуль
Блоки педагогического
модуля
Интерактивные уроки с учащимися 1–4 классов:
«Здоровье как главная ценность»
«Здоровое питание – активное долголетие»
«Мой режим дня»
«Спорт – норма жизни»
«Ценности и традиции моей семьи»
Интерактивные уроки с учащимися 5–8 классов:
«Здоровье как главная ценность»
«Здоровое питание – активное долголетие»
«Мой режим дня»
«Ценности и традиции моей семьи»
«Спорт – норма жизни»
«Вместе против COVID»
Блоки проектно-исследовательского
модуля
Акция «Здоровый образ жизни —
основа национальных целей развития».
Проектно-исследовательский модуль
Мой регион - комфортная и безопасная среда для жизни
(на основе уроков «Спорт – норма жизни»,
«Ценности и традиции моей семьи» педагогического модуля)
Анкетирование учащихся по организации школьного
питания
(на основе уроков «Здоровье как главная ценность»,
«Здоровое питание – активное долголетие» педагогического модуля)
Я – то, что я ем
(на основе уроков «Здоровье как главная ценность»,
«Здоровое питание – активное долголетие» педагогического модуля)
Вместе против COVID - мероприятия по профилактике и
противодействию COVID
(на основе урока «Стоп COVID» педагогического модуля)
УМК «Здорово быть здоровым»
для дошкольников и учащихся 1 ̶ 11 классов
• Примерная программа курса внеурочной деятельности
«Здорово быть здоровым» для учащихся
общеобразовательных организаций
• Учебные пособия для детей 5–6 лет, учащихся
1–4, 5–6, 7–9, 10–11 классов с учётом региональных
особенностей
• Программа подготовки и повышения квалификации
учителей (в очном и дистанционном форматах) по
проведению курса внеурочной деятельности «Здорово быть
здоровым»
• Методические разработки и рекомендации для учителей и
воспитателей
ОСОБЕННОСТИ КУРСА.
Материалы по правильному питанию
ОСОБЕННОСТИ КУРСА.
Материалы по физической активности
Задания для выполнения с семьёй
Представление региональных возможностей
через систему QR-кодов
Отражение региональных особенностей
и традиций
Традиции ведения
здорового
образа жизни
Достижения региона
в области физической
культуры и спорта
Культурная жизнь
региона
Научная
и образовательная
жизнь региона
Традиции семейного
уклада
Особенности
культуры питания
Программа повышения квалификации
педагогов
Программа находится в Реестре дополнительных профессиональных программ
повышения квалификации и переподготовки педагогических работников города Москвы
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области реализации внеурочного курса «Здорово быть
здоровым» в образовательной организации.
Задачи:
• освоение слушателями теории и практики основ культуры здорового образа жизни;
• отбор эффективных современных образовательных технологий и приёмов управления образовательной деятельностью
учащихся в изучении курса «Здорово быть здоровым»;
• освоение методики формирования у учащихся специальных поведенческих навыков и умений, позитивного опыта
безопасного и здорового образа жизни в современном социуме.
Формат: дистанционный, 36 акад. ч
Структура и содержание программы
Инвариантный модуль (24 акад. ч):
•Структура курса – принципы цикличности и спиральности, непрерывности и дифференцированности.
•Принципы, условия и особенности реализации курса во внеурочной деятельности.
•Современные технологии, активные и интерактивные формы и методы организации внеурочной деятельности.
•Возможности внеурочного курса в системе проектной деятельности на разных ступенях образования.
•Методы мониторинга результатов освоения программы формирования у школьников здорового образа жизни.
Вариативные модули (8 акад. ч):
•Формы, методы и средства реализации программы на разных ступенях образования – ДО, НОО, ООО, СОО.
Итоговая аттестация (4 акад. ч)
• Удостоверение установленного образца о повышении квалификации
• Пакет методических материалов для использования в практике работы педагога
Программа повышения квалификации педагогов.
Сетевая форма реализации проекта
Реализация совместной дополнительной профессиональной программы
(повышение квалификации) в очно-заочной форме
Региональная организация
дополнительного
профессионального образования
Дистанционный модуль
Очный модуль
•
Разработка очного модуля программ по предметам
•
Разработка дистанционного модуля программ по предметам
•
Разработка учебно-методического обеспечения очного модуля
курсов повышения квалификации по предметам
•
Разработка контрольных материалов для проведения входного и
итогового тестирования
•
Организация очного модуля курсов повышения квалификации
педагогов-предметников
•
Разработка учебно-методического обеспечения дистанционного
модуля курсов повышения квалификации по предметам
•
Формирование групп слушателей курсов повышения квалификации
по предметам
•
Организация дистанционного модуля курсов повышения
квалификации педагогов-предметников
•
Реализация очного модуля курсов по предметам
•
•
Проведение аттестации по очному модулю обучения
Выдача слушателям курсов индивидуальных доступов к
дистанционному модулю обучения по предметам
•
Реализация дистанционного модуля курсов по предметам
•
Проведение аттестации по дистанционному модулю обучения
• Удостоверение установленного образца о повышении квалификации
• Пакет методических материалов для использования в практике работы педагога
Образовательные и воспитательные
результаты проекта
Создание единого образовательного и воспитательного пространства для деятельности
семьи, образовательной организации и всего общества по вопросам сохранения и
укрепления здоровья детей и подростков.
Воспитание гармоничной личности:
•
•
•
•
•
мотивированной на ведение здорового образа жизни;
отвергающей курение, употребление алкоголя, наркотиков и прочие вредные привычки;
осознающей опасность компьютерной зависимости;
регулярно занимающейся физической культурой и спортом;
пропагандирующей правила здорового, безопасного и экологически целесообразного
образа жизни.
Практическая реализация полученных знаний в рамках акции, пропаганда
здорового образа жизни, вовлечение максимального круга лиц в мероприятия
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!